Загадка наших дворов

Александр Ефимов 6
  см. http://www.krylatskoye.ru/content/history/index22.html

и          http://proza.ru/2023/07/03/498

Как оказалось, каждый двор имеет свою особую, отличающую его от соседних дворов, игру. Вы не верите? Я в это тоже не верил, пока мы не попытались записывать игры, бытующие в микрорайоне “Крылатское”.
А записывали мы не просто все игры подряд; мы собирали во дворе, выбранном нами, группу ребят и спрашивали об играх данного двора. У нас даже анкета такая разработана “Игры и игровые места Крылатского”. В каждый двор приходили как минимум три, а то и более раз. Приходили группой в 4-5 человек. Показывали школьникам свои игры. И только после того, как мы сумели сдружиться с кем-нибудь из школьников, нам стали открываться удивительные вещи.
Вот, например, двор домов № 6 и 8 по Осеннему бульвару, в нем проживают ребята, обучающиеся в соседней школе № 63. Так вот в 1989-1992 годах этот двор и эта школа выделялись среди других играми “квадрат”, “сотенка”, “американочка” и, наконец - футбол. Так, как играли здесь, больше нигде в Крылатском не играли. Возле школы № 63 одновременно могли играть в футбол на семи полях. Вы только себе представьте - на семи полях одновременно! И в “квадрат” могли играть от четырех и более групп ребят ( т.е. более шестнадцати человек). И играли мальчишки от второго класса и до взрослых мужчин. Здесь, во дворе дома № 6 нам удавалось и в лапту сыграть и в котел. При этом взрослые смотрели на игры школьников довольно доброжелательно. Здесь мы нашли школьников, знавших игры своих бабушек и дедушек - “бабки”, “бирюльки”, “котел”, “лапта”. Несколько мальчишек приходили в наш клуб из двора дома № 6, т.е. с противоположной стороны улицы, что по нашим масштабам довольно далеко.
Во дворе где до 1994 г.  был расположен наш клуб (д. 5 к.1-2-3  по Осеннему бульвару) в футбол и квадрат играют значительно меньше. Но зато есть такая игра как “лунки”. И хотя наш клуб существовал уже давно, но именно эта игра появилась и прижилась стихийно.
Играли в нее чаще всего у  ЦТП - 14, возле первого подъезда дома № 5 корп. 2. По числу играющих, без одного, выкапывают ряд лунок (обязательно ряд и желательно строго по прямой линии). Вокруг этого ряда проводится линия, так, что бы получился прямоугольник шириной в два шага и длиной пропорционально количеству участвующих в игре. Считалкой определяется водящий. Он берет маленький мяч - например теннисный, и отходит на  условленное расстояние от ряда лунок, продолжая мысленно их линию. Все играющие становятся возле лунок на расстоянии шага от них, договариваются - чья где лунка. Водящий катит мяч, стараясь попасть в какую - нибудь лунку. Если ему это не удается, тот он катит мяч с противоположной стороны. Если мяч попал в лунку, то ее хозяин подбегает к лунке и хватает мяч, а все разбегаются в стороны. В это время схвативший мяч старается осалить кого-нибудь из убегающих. Если он осалит кого-нибудь из игроков, а салить нужно мячом, то осаленный подбирает мяч и тоже начинает “охоту “ за игроками. Все играющие, кроме игрока с мячом, должны добежать до условленного места и вернуться к своим лункам, т.е. встать в прямоугольник вокруг лунок.  Иногда дают возможность отдыхать на некоторой условленной линии, где запрещается салить игроков (т.е. играют “с домиком”). Пересалки продолжаются до тех пор пока все игроки не соберутся возле лунок, тогда последний владелец мяча - салка, становится водящим и катит мяч. Следует подчеркнуть, что забежав в прямоугольник игроки уже не имеют право выбегать из него, а в тот момент когда мяч попал в лунку все игроки должны выбежать из очерченного прямоугольника так, как осалить игрока в этот момент можно и возле лунок.
Игра имеет давние корни. Мы записали ее в Спасском р-не Рязанской обл., в пос. Кирицы, у старожилов и школьников. И вот неожиданно для себя нашли у нас в Крылатском. В 1997 г. эта игра бытовала во дворе дома 12 по Осеннему бульвару. И в этом случае, как и в предыдущем игра появилась стихийно, без нашего участия, а мы научили школьников этого двора играм “чижик” и “лапта”. Весной играют в лапту и школьники домов № 5 по осеннему бульвару, летом игра затихает - жарко, да и разезжаются школьники, а осенью начинают играть снова. Конечно, когда клуб имел помещение в РЭУ - 13, игр в этом дворе было гораздо больше. Можно долго перечислять: кубари, гонки, ходули, скакалка, котел, муха, жаворонок, попа-гонялы, лапта, защита знамени и т.д., проводились соревнования по настольным играм, делались и запускались воздушные змеи...
В настоящее время игровое снаряжение удается предложить школьникам только на праздниках устраиваемых Культурно Художественным Центром, а большинство воздушных змеев пришлось раздать школьникам на хранение домой. Зато во время праздника столько радостных лиц и столько разнообразных игр..., даже бабушки принимают участие вместе с внуками и внучками, а чтобы походить на ходулях и покачаться на качелях очередь стоит  и после окончания праздника.
Продолжим наш рассказ о дворах Крылатского, вот еще один интересный двор - дом № 26 по улице Крылатская. В этом дворе в 1989-1992 г любимой игрой была игра “банки”. В нее играли и зимой, и летом. Участвовали в игре довольно взрослые молодые люди. Например мы наблюдали, как играли двое парней лет по 20 и четверо школьников 6-7 классов. Это надо было видеть, с каким достоинством уже взрослые парни играли с этой мелюзгой. И, судя по всему ,играли хорошо, и их игра не вызывала удивления у школьников, следовательно они играли вместе уже не в первый раз. В настоящее время место этой игры заняла игра “квадрат”, которая очень популярна у мальчишек всех возрастов. На День Независимости России 12 июня 1997 г. Культурно Художественный Центр устраивал даже первенство по этой игре среди мальчиков, а девочки соревновались в другой популярной игре - “резиночка”. (По их предложению играли вариант - “треши -  с вылеталами, до четвертых”).
А вот совсем удивительный случай - у школы № 1132 в 1990 г.  была записана игра, в которую, в основном играли ученики только этой школы. Она называется “корейка”. На асфальте или земле вычерчивается некая фигура - лабиринт
Играющие разбиваются на две команды. Каждая занимает место в своем квадрате и после команда “начали”( или как я слышал “корейка понеслась”) игроки противоположных команд стараются пробежать по лабиринту на территорию противника и наступить на треугольник, который собственно и называется “корейка”. Защитить “свою корейку” можно перетянув или вытолкнув противника через линию. Если игрок переступает через любую из начерченных линий, то он выходит из игры. Перетягивать и выталкивать противника можно любым способом, но только силой, удары запрещены. Игра считается законченной, а команда победившей, если игрок пробежал по лабиринту на территорию противника, наступил на треугольник и крикнул “корейка”.
Зимой в эту игру  не играли и в 1990 г., не играют и сейчас, зато, как только сойдет снег, у школы № 1132, а теперь и у школы № 713 ,а иногда и возле № 63 появляется рисунок лабиринта “корейки”. Почему вдруг зашел разговор о зиме? Все очень просто - впервые эту игру мы записали у учеников школы № 1132  именно зимой. Пришли в школу проводить игру “лапта”, а после игры спросили - какая ваша игра самая любимая? И сразу услышали дружный ответ - “корейка”. Так как нам эта игра была неизвестна, мы попросили рассказать мальчишек как в нее играть. Мальчишки долго выясняли друг у друга, как же в нее играть -  ну как же, все лето играли, вот в этом углу школьного двора рисовали..., вот такой лабиринт, да нет неправильно... - наконец вспомнили. Мы потом узнали - первоклассники играют, девочки играют, 6-7 классы играют, и 10-11 классы тоже играют. Мы наблюдали  как играли четыре девочки примерно 9-10 класса, а также человек шесть школьников и чей-то папа.
С 1989 года прошло уже 8 лет, а эта игра осталась самой популярной в школах № № 713 и 1132 (они расположены рядом). В школе № 1130, что через Осенний бульвар ее знают (возможно, что после нашего рассказа и опробования), но не играют. А в “Северном Крылатском” даже и не слышали про эту игру.
Рассказ о играх наших дворов можно продолжить и далее, но давайте на время прервемся. Может быть кто-нибудь заинтересуется нашим исследованием и сам напишет, какие игры живут в его дворе, какие в соседнем. Если исследователь будет внимателен, то его ждут удивительные открытия, а может быть и новая интересная игра, которая с его помощью оживит двор его дома
Ефимов А. В.
Москва, Крылатское 1997 г.